В 1706 году Доменико Трезини был приглашён для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. С 1712 по 1733 года архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. Здесь же Трезини построил казармы, погреба и другие постройки. Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства. В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I. В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского. В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение - Здание Двенадцати Коллегий - первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге. В 1723-1727 годах для архитектора был построен дом на Университетской набережной ЂЂЂ21. В 1995 году площадь перед ним была названа площадью Трезини.
Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе. 18 мая 1704 г. над фортом, получившим название Кроншлот был поднят русский флаг, ЂЂЂ это был день рождения будущей морской крепости Кронштадт. «Российские Дарданеллы» ЂЂЂ так назвали современники укрепления острова Котлин, в создании которых нашел себе применение талант Трезини - фортификатора. Это была неприступная крепость, ЂЂЂ ни один корабль с тех пор не прорвался к устью Невы. Шведские эскадры, пытавшиеся сделать это летом 1704 и 1705 годов, потерпели поражение возле форта. Шли годы. Много трудился Трезини, все больше и больше попадая под власть этой огромной общероссийской стройки. На Заячьем острове, в крепости, возводились новые и новые деревянные сооружения. Соседний Березовый остров уже именовался Городовым, там шло оживленное строительство вокруг Посольского дворца. Начались работы и на левом берегу, где тогда еще шумел лес. Осенью 1704 года здесь заложили третью крепость и судостроительную верфь ЂЂЂ Адмиралтейство. Лес для кораблей и городских построек, а иногда и готовые дома сплавляли из Новгородского уезда по реке Тосне в Неву, привозили на подводах. Территория вокруг Адмиралтейства на участке между Невой и Маленькой речкой (позднее Мойкой) застраивалась. По этой речке тогда и пролегала граница города.
Путников, выехавших из старинного Копенгагена весной, молодой Санкт-Петербург встречал в начале октября. Дорога к Неве проходила по болотцу, среди низкорослого ивняка. Лошади то и дело вязли в топкой, липкой грязи. Дул резкий ветер. Дождь, смешанный с мокрым снегом, только что кончился, и по небу проносились низкие, серые тучи. Путники миновали небольшой лесок, и взорам их открылся вид на широкую величественную реку. Течение ее с шумом несло ледяную шугу. Над стройкой, которая шла кругом, стоял смолистый запах свежих срубов, слышался стук топоров, визжали пилы, разносились голоса рабочих. Сейчас уже трудно сказать где ЂЂЂ здесь же на берегу, во дворце ли губернатора или в маленьком домике царя, расположенном поблизости, а может быть, на стройке или просто в пути, ЂЂЂ но именно где-то тут, на невских берегах, состоялась первая встреча Трезини с Петром I. Трезини поддался обаянию сильного энергичного человека, так непохожего на чопорных европейских монархов. И архитектор произвел на царя благоприятное впечатление.
Доменико Трезини был первым из тессинцев, отправившихся в далекую Московию. Предполагал он работать в России «за инженера и жить год», а если воздух ее окажется «зело жесток здравию его, вредный», гласили пункты составленного А. П. Измайловым договора, ему вольно будет ехать «куда он похощет». Сборы были поспешными, и с открытием навигации весной 1703 года датский корабль взял курс на Архангельск. Вместе с Трезини по приглашению Измайлова отправились за море еще десять необходимых специалистов. Среди них ЂЂЂ мастер «гипсового дела» П. Денний, мастер «солдатских богинетов и ножей» С. Лубатые, лекарь П. Паусие, кружевного дела мастер П. Паланд, «кудерный» мастер-парикмахер И. Пижон, «гипсового», «палатного» и фортификационного дела мастера Т. Квадро, К. Ферер, Д. Руто и И. М. Фонтана, который впоследствии с архитектором Г. Шеделем строил дворец А. Д. Меншикова в Петербурге. Последним взошел на борт корабля перед его отплытием инженер-фортификатор Б. Скала, не имевший официального контракта. «Архитектонским начальником» среди них был Доменико Трезини.
Родился он в 1670 году в Швейцарии в итальянской семье, вблизи города Лугано, в селении Астано Тессинской провинции. Жители ряда небольших селений, разбросанных среди гор в провинциях Тессин, Тироль, Пьемонт и Бергам, обладали выдающимися для своего времени познаниями и опытом в области математики, механики, архитектуры. И это было не случайным. Недостаток плодородной земли и жизнь среди гор ограничивали хлебопашество и порождали стремление людей к иной деятельности. Они учились строить, рассчитывать, украшать. Казалось, что сама природа ЂЂЂ скульптурные формы живописного ландшафта, гармония линий, контрасты и переливы цвета и света, с детства развивала их вкус и художественное чутье. Доменико Трезини впитал лучшие традиции своих земляков, получив образование на родине. С 1699 года он уже работал в Дании, где приобрел опыт в архитектурной практике и фортификационном деле. Через четыре года, приняв предложение Измайлова, поехал он искать счастья в Россию. Впоследствии в книге, посвященной кантону Тессин, изданной Ж. А. Олделли в 1807 году, появилась горделиво звучащая запись: «Славный инженер при короле датском был послан королем к московскому царю Петру Великому, и тот так ценил его, что поручил строить новый город Петербург, начатый в 1703 году».
России необходимы были опытные фортификаторы, способные возводить крепости и форты, умелые архитекторы для создания будущей столицы. Своим посланцам за границей Петр I приказал отыскивать их и приглашать в Россию. В Дании находился тогда русский дипломат А. П. Измайлов, весьма образованный человек, владевший несколькими языками. Он познакомился с молодым фортификатором и архитектором, состоявшим при дворе датского короля, ЂЂЂ Доменико Трезини и предложил ему службу в России. 1 апреля 1703 года был подписан договор, в котором Трезини назывался «архитектонским начальником... цивилии и милитарии», умеющим возводить крепости, а также работать «в городовом и палатном строении». Для создания в ходе войны и крепости и нового города такое сочетание «умений» было наилучшим. Доменико Трезини было тогда более тридцати лет.
| | трезини доменико андреа
Трезини Доменико Андреа, архитекторы Санкт-Петербурга, Питера, СПб, Андрей Трезин
Комментариев нет:
Отправить комментарий